Вокзалы России

Как свидетельствует статистика, железные дороги России перевозят в среднем 1 миллиард 300 миллионов пассажиров в год! Что и говорить, цифра впечатляющая. И каждый раз наше путешествие начинается и заканчивается на вокзале. Причем мы стремимся покинуть его как можно быстрее, даже не удосуживаясь посмотреть по сторонам. Между тем каждое из этих сооружений имеет свою уникальную историю и архитектуру.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Первый в России вокзал – Царскосельский, а ныне Витебский, был открыт в 1837 году.


Начать путешествие, пожалуй, нужно с Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Когда-то он назывался Царскосельским и был первым в России. Его открыли в 1837 году, и именно отсюда отправился в первый рейс паровоз под названием «Проворный» по первой в нашей стране железной дороге, связавшей Северную столицу и Царское Село. На открытие дороги был приглашен император Николай I. Пассажиры заняли свои места в вагоне, и через 35 минут поезд под аплодисменты и громогласное «Ура!» прибыл в пункт назначения.

Конечно, в то время вокзал выглядел совсем иначе и по сути представлял собой деревянную железнодорожную станцию, а свой современный вид обрел в начале XX века. В 1902–1904 годах было построено величественное здание. Оно поразило современников причудливой архитектурой (это было первое общественное здание в России в стиле модерн), великолепными витражами, обилием художественной ковки и техническими новинками – лифты для пассажиров, транспортеры, электрическое освещение. К празднованию 300-летия Санкт-Петербурга вокзал полностью отреставрировали, и сейчас его можно смело назвать не только старейшим, но и красивейшим в стране. Отсюда отправляются поезда дальнего следования в Прибалтику, Беларусь, города Западной Европы. Кстати, именно здесь снимались некоторые сцены фильма «Вокзал для двоих».

Помимо Витебского, в Северной столице находятся еще четыре вокзала – Московский (брат-близнец Ленинградского в Москве), Балтийский, Финляндский и новый – Ладожский.

Ладожский вокзал появился в Санкт-Петербурге в 2003 году. Это один из крупнейших и технически оснащенных терминалов не только в России, но и в Европе. К услугам пассажиров заказ авиа- и железнодорожных билетов через Интернет, туристическое и справочное обслуживание. Здесь есть не только залы ожидания и другая стандартная инфраструктура, но и бизнес-центр, большое количество магазинов и кафе. Прямо в вокзальном комплексе расположен вход на станцию метро и спуск к остановке трамваев.

МОСКВА

Ленинградский вокзал в Москве является «двойником» Московского вокзала в Санкт-Петербурге
В столице 9 вокзалов: Курский, Киевский, Казанский, Ленинградский, Ярославский, Белорусский, Рижский, Савеловский и Павелецкий. И каждый из них по-своему интересен.

Самый старый московский вокзал – Ленинградский. Он построен по указу Николая I в 1849 году и является «двойником» Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Самый большой в столице – Курский вокзал. В отличие от большинства других он не конечный, а транзитный: отсюда можно уехать как на юг страны, так и на север. Самый «сказочный», наверное, Ярославский, служащий воротами на север страны, в старинные русские города Кострому, Ярославль, Вологду… Его создатель – архитектор Ф. Шехтель – соединил в образе здания свой фирменный стиль модерн и сюжеты русских былин. Белорусский называют еще «Вокзалом Победы», потому что на него в 1945 году прибывали советские воины-победители.

Еще один вокзал, связанный со славной военной историей нашей страны, – Киевский (ранее Брянский). Он обрел свой современный вид в 1912 году, к 100-летию победы в Бородинском сражении, о чем свидетельствуют росписи и скульптуры. В частности, орлы на 51-метровой башне, похожие на тех, что украшают монументы на Бородинском поле. По проекту инженера В. Шухова (того самого, который построил Шуховскую башню) был сооружен дебаркадер, считающийся памятником архитектуры. Эта грандиозная и вместе с тем изящная конструкция из стекла и металла буквально парит в воздухе. Что касается современной жизни Киевского вокзала, то он идет в ногу со временем. С него отправляются аэроэкспрессы в аэропорт «Внуково», а совсем недавно в здании открылся хостел «Город», где оборудованы 22 номера разных категорий по доступным ценам.

ЕКАТЕРИНБУРГ

Екатеринбург расположен практически на границе Европы и Азии и является важным транспортным узлом на Транссибирской магистрали. Железнодорожный вокзал столицы Урала представляет собой целый комплекс зданий и сооружений, построенных в течение 150 лет с того момента, как в городе появилась железная дорога. Это два вокзальных здания, которые являются памятниками истории и архитектуры, новый корпус, багажное отделение и другие постройки.

Так называемый «старый вокзал» возвели в 1878 году. Внешне он напоминает старинный русский терем. С 1914-го по начало 1990-х он использовался в качестве воинского. В 2003 году здание отреставрировали и вернули ему первоначальный внешний вид. Теперь здесь Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Перед музеем расположены скульптуры железнодорожников разных эпох – начальник станции, который ударом в колокол возвещает об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая чай…

Пассажиров обслуживает новое здание вокзала, которое неоднократно реконструировалось, достраивалось и перестраивалось. До 2009 года вокзал носил название Свердловск-Пассажирский, но поскольку город уже давно был переименован, то в 2010 году и вокзал наконец обрел новую вывеску – Екатеринбург. С привокзальной площадью тоже связана интересная топонимическая история. Вообще-то официально она называется Площадь имени Уральского добровольческого танкового корпуса. Однако официальное название употребляется редко, обычно екатеринбуржцы говорят: «Встретимся «под варежкой». Смысл этого выражения становится понятен при взгляде на памятник танкистам: один из них действительно держит рукавицу.

ЧЕЛЯБИНСК

Интересный факт: оказывается, челябинский вокзал связан с именем Ярослава Гашека, автора похождений бравого солдата Швейка. В годы Гражданской войны писатель работал в передвижной типографии Красной армии, которая располагалась в вагончике на железнодорожных путях.

Железнодорожный вокзал Челябинска называют еще воротами Сибири: через него курсируют поезда в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в Поволжье, Адлер, Астрахань... Челябинск-Главный – один из самых больших вокзалов России и единственный железнодорожно-автомобильный транспортный узел. К тому же, это целый комплекс сооружений, построенный в 1965 году: три зала с куполообразной крышей, высотная гостиница, крытый переход из вокзала к платформам. Правда, к концу века постройки сильно обветшали, поэтому было решено провести капитальную реконструкцию. После нее в вокзале появились фонтан и зимний сад. Для отделки интерьеров использовались гранит, малахит, мрамор и другие уральские самоцветы. В 2007 году завершилось строительство нового пригородного терминала. Современное здание из стекла и бетона имеет несколько входов, оборудовано многочисленными эскалаторами, лестницами, пандусами и всем прочим, что необходимо для удобства пассажиров.

САМАРА

Старинный русский город, воспетый в известной песне, теперь славится еще и самым современным вокзалом в России, который фактически стал символом Самары. Первый камень в фундамент новой стройки заложили летом 1996 года, в канун Дня железнодорожника, а завершилось строительство в 2001 году. Вокзал предстал перед горожанами и гостями Самары во всей своей красе. Здание отделано стеклянными панелями, сверкающими на солнце, отчего сооружение напоминает космический корабль или ракету, устремленную вверх. Самарский вокзал еще и самый высокий в Европе: его высшая точка находится на отметке около 100 метров, а под куполом по кругу расположена смотровая площадка, с которой город виден как на ладони. Именно отсюда делаются почти все панорамные фотографии Самары. Правда, мнения горожан относительно вокзала разделились: кто-то им восхищается, кто-то говорит, что он совершенно не вписывается в облик города. Но это вполне естественно. Когда-то такие же страсти кипели и вокруг Эйфелевой башни, а теперь Париж без нее уже невозможно представить.

Самарские железнодорожники не собираются останавливаться на достигнутом. В перспективе – строительство второй очереди вокзала, где будут расположены билетные кассы, гостиница, бизнес-центр, офисный центр, культурно-развлекательный комплекс или современная многоэтажная стоянка для автомобилей. Планируется также совместить станцию метро с вокзальным комплексом.

НОВОСИБИРСК

Новосибирск занимает ключевое положение на Транссибирской магистрали и является начальной точкой Турксиба, то есть связующим звеном со странами Средней Азии. До 1926 года город носил название Новониколаевск. Разумеется, в нем был вокзал, но его построили в 1893 году, и с потоком пассажиров и грузов он уже не справлялся, поэтому было решено полностью его модернизировать. Обновленный Новосибирск-Главный открылся в 1939 году. Нужно сказать, что от реконструкции он только выиграл как в техническом, так и в архитектурном смысле: вокзал поражает своим великолепием и размерами. Он по праву считается самым большим в Сибири и одним из крупнейших в стране: в здании вокзала площадью около 30 тысяч квадратных метров одновременно могут поместиться почти 4 тысячи человек.

На железнодорожном вокзале Новосибирск-Главный превосходная акустика, поэтому в нем нередко выступают музыканты и даже поют церковные хоры. На перроне вокзала есть интересный экспонат – точная копия паровоза «Проворный», работавшего с 1837 года на Царскосельской железной дороге. А на фасаде здания можно увидеть мемориальную доску, которая гласит: «На этом месте была станция Обь, где в 1897 году, следуя в село Шушенское, останавливался В.И. Ленин».

КРАСНОЯРСК

Когда в Красноярск прибыл первый железнодорожный состав, а случилось это 18 декабря 1895 года, встречать его собралось более половины горожан. Потом начались гуляния, продолжавшиеся всю ночь. Красноярцы вообще всегда любили свой вокзал. И есть за что: в свое время он был одним из самых красивых на Средне-Сибирской железной дороге, да и сейчас входит в число лучших в стране. Здание возведено в 1896 году по проекту архитектора Соловьева, позднее было перестроено, но не утратило своей сдержанной роскоши.

Для местных жителей вокзал служил не просто железнодорожным узлом, но еще и местом проведения досуга. Сюда приходили семьями, чтобы посидеть в кафе, посмотреть на отправление поездов. Эта традиция жива до сих пор. Особенно после того как на привокзальной площади появились поющий фонтан и стела со скульптурой льва, на фоне которых любят фотографироваться молодожены.

ОМСК

Со строительством Транссибирской магистрали Омск превратился в крупнейший транспортный, торговый и промышленный центр России. Железнодорожный вокзал города находится на расстоянии около 2,7 тысяч километров от Москвы. В вокзальный комплекс входят Омск-Пригородный и Омск-Пассажирский. Первое здание Омского вокзала было построено в 1896 году и просуществовало до 1914 года, когда понадобилась полная реконструкция в связи с увеличившимся пассажиропотоком. Помнит Омский вокзал и бурные времена Гражданской войны. В то время город был резиденцией Верховного правителя России – адмирала Колчака, провозгласившего Омск столицей Сибири. До сих пор здесь ходят легенды о якобы спрятанном где-то «золоте Колчака».

В 2006–2007 годах вокзал отремонтировали и реконструировали. Площадь его служебно-технических помещений теперь составляет 10 тысяч квадратных метров, а размеры привокзальной площади – 30 тысяч квадратных метров. Залы ожидания омского вокзала способны вместить более полутора тысяч пассажиров одновременно!

КАЗАНЬ

Казанский вокзал находится в центре города, недалеко от его главных достопримечательностей
В XIX веке поездка на поезде из Москвы до Казани занимала 53 часа, а сейчас сюда можно добраться в среднем за 14. Главный вокзал города построен в 1893 году, когда была проложена Московско-Казанская железная дорога и построен мост через Волгу.

Здание сооружено из красного кирпича и напоминает старинный замок. На его фоне эффектно выделяются два белоснежных мраморных барса – символы города. Спустя почти 100 лет на вокзале случился сильный пожар, после которого он был восстановлен практически заново. Помимо исторического здания комплекс включает терминал пригородного сообщения, здание сервисного обслуживания с кассами дальнего следования и множество служебных построек.

Один из самых больших плюсов вокзала в Казани в том, что он находится в центре города, и от него можно дойти пешком до главных достопримечательностей – в частности, до Кремля. Правда, перед началом Универсиады городская администрация планировала перенести железнодорожный вокзал в другой район, чтобы разгрузить центр Казани. Однако пока этот проект так и остался проектом, и вокзал стоит на прежнем месте.

БЕЛГОРОД

К сожалению, историческое здание вокзала в Белгороде не сохранилось. А ведь здесь бывали и императорские особы, и лучшие представители творческой интеллигенции России – А. Чехов, А. Толстой, Ф. Шаляпин. В 1904 году в Белгород прибыл император Николай II, которого торжественно встречали на вокзале. В том же году жители города приветствовали героев-моряков с крейсера «Варяг» и лодки «Кореец», которые приехали в Белгород спецпоездом.

Интересно, что первый в городе общественный телефон-автомат появился в 1913 году именно на вокзале, в зале первого класса. В 1908–1911 годах произвели серьезную реконструкцию, пристроили дополнительные одноэтажные крылья. Во время Гражданской войны вокзал уцелел, а вот в годы Великой Отечественной был разрушен. На его месте возвели новое здание, нынешнее построено в 1982 году.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

…слово «вокзал» (а точнее «воксал») в русском языке первоначально означало «место для увеселений». История гласит, что в XVII веке недалеко от Лондона находился сад, принадлежавший некой миссис Вокс, где проводились праздники и гулянья. Якобы лондонцы очень любили это место и называли его «Вокс-холл» («холл» в переводе с английского «зал»). Со временем так стали именовать и другие увеселительные площадки, появившиеся в европейских столицах. Во Франции, к примеру, их называли «воксаль», откуда это слово пришло в русский язык.

Один из самых знаменитых российских «воксалов» был построен в Павловске под Петербургом. Здесь заканчивалась первая железная дорога в России. И не случайно именно здесь в 1838 году появилось великолепное здание с рестораном и концертным залом «для пристанища и удовольствия публики». Оно стало первой постоянной концертной площадкой в стране, где выступали самые лучшие музыканты того времени, в том числе Иоганн Штраус. Со временем в здании стали продавать билеты на поезда, и слово «вокзал» приобрело современное значение.

Дата публикации: 2014-11-24 17:27:00 #1432
 Теги
Истормя календарей народов мира
Сверимся с календарем?
Лоции времени Культуры разных народов мира порой совершенно не похожи друг на друга, однако практически у всех есть одно общее достижение. Все люди ведут счет дням и годам, а значит, имеют в своем ра
История русской бани
Баня парит, баня правит
«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…» Так незадачливый герой культового фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» пытался объяснить свое появление в Лени
Какая бывает икра
Вечный деликатес
С давних пор икру считают изысканным лакомством и украшением любого стола, особенно – праздничного. Пару веков назад ценные сорта белужьей и севрюжьей икры везли к царскому столу почтовыми тройк
 Калейдоскоп

Все материалы на сайте защищены законом об авторских и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на www.mediamagazine.ru обязательна!
По всем вопросам обращайтесь info@ mediamagazine.ru