Семейка "весёлого" Роджера"

Вечная жизнь мертвой головы

Человеческий череп – один из самых древних и многозначных символов в культуре. Наше первичное, инстинктивное восприятие этого образа насчитывает десятки, если не сотни миллионов лет…

Ужас-ужас-ужас!

Такая реакция задана программами поведения млекопитающих животных, а для них демонстративный оскал зубов чаще всего означает предостережение или угрозу. Притом у наших меньших братьев сам вид голой кости, давно лишившейся мягких тканей, обычно не вызывает ни малейшего интереса: для них реальная опасность должна иметь еще и соответствующий запах. Человек почти утратил эту «дублирующую систему» – следы же инстинктов остаются в тайных глубинах генной памяти.

Вместе с тем человек уже в первобытные времена обзавелся способностью мыслить абстрактно. А, стало быть, осознанными представлениями о жизни и ее неизбежном конце. «Много раз на моих глазах такие, как я, исчезали непонятно куда; после каждого остается вот это. Делать то, что делают живые – хорошо, неподвижность и неизвестность – страшно», – так, скорее всего, можно было бы перевести на наш язык понятия далеких предков.

Немногим позже древние люди открыли и другую закономерность: если живое существо стукнуть по голове, не разбив ее вдребезги, – жизнь тоже уходит, но не насовсем, а на время. При этом может получиться так, что вместо смелого охотника или опасного зверя явится назад беспомощный детеныш. Значит, сила и хитрость обитают как раз внутри черепа! Недаром его содержимое имеет приятный вкус даже у никчемной добычи.

Отсюда оставался один только шаг до появления первобытной магии и ее жрецов.

Шаманская атрибутика

Колдуны и шаманы, украшая себя человеческими (и не только) черепами, тем самым заявляли о своих особых отношениях с потусторонними мирами и тамошними духами, которыми искусники якобы могли даже управлять, пользуясь черепом как «аппаратом связи». Такие силы внушают ужас и подчиняют себе непосвященных.

Выдающиеся воины и вожди с гордостью носили знаки силы поверженных (часто ими же и съеденных) противников. Четвероногие хищники котировались наряду с двуногими, но несколько по-разному. Неизменно «вне конкуренции» были крупные кошки – главный враг пралюдей на их родине, в тропической Африке. Близкое знакомство с медведем свели лишь предки европейцев и сибиряков, уйдя далеко на север. Для славянских, балтийских и многих угро-финских народов, чья общность выделилась уже в историческое время, внушительный медвежий череп стал незаменимым атрибутом «звериной» магии.

Впрочем, в мифологическом ряду можно встретить черепа и других животных. Например, боевого коня, который после смерти как бы призывает хозяина за собой на тот свет. Нам эта история знакома с детства по пушкинской «Песни о Вещем Олеге». Великий поэт взял ее из одной местной летописи, а та обыгрывала еще более древний, «странствующий», как говорят филологи, сюжет, общий для множества народов Европы.

Здесь, помимо магических, подчеркивается еще одно свойство черепа: он – самая прочная часть скелета, менее других подверженная тлению.

Молчаливый наставник

Не приходится сомневаться, что именно думал об этом известный антигерой отечественной истории – печенежский хан Куря. Он приказал сделать пиршественную чашу из черепа киевского князя Святослава, которого вероломно захватил, когда тот зимовал с малой частью дружины у днепровских порогов. Согласно «Повести временных лет», из этой чаши хан пил вместе с женой, чтобы сила и слава покойника передались их будущим сыновьям.

За полторы тысячи лет до него так же поступали воинственные скифы, чьи обычаи переняли многие кочевые племена, пришедшие после них в приднепровские степи. На другом краю Европы, в глухих лесах, кельты ставили у своих деревянных жилищ шесты с черепами убитых врагов. От этих варварских обрядов их пытался отучить Юлий Цезарь, завоевав Галлию и Британию. Но и в утонченном Риме череп – не настоящий, а его изображение – служил напоминанием о бренности всего сущего, нередко в сопровождении знаменитого девиза Memento mori («Помни о смерти»).

Настоящий культ черепа существовал в древности и в Средние века у индейских цивилизаций Центральной Америки. Одни черепа, принадлежавшие пленным и рабам, приносили в жертву богине смерти или выкладывали из них ритуальные стены «цоматль». Другие, оставшиеся от дорогих покойников, бережно хранились в семье. Этот обычай, видоизменившись, дожил до наших дней. Конечно, сейчас в День мертвых, который отмечают 1 ноября по всему региону от Рио-Гранде до Панамского канала, уже не убивают никого, кроме съедобной живности, к праздничному столу. А игрушечные черепа, сделанные не только из пластмассы, но также из марципана и шоколадной глазури, выглядят довольно-таки жизнерадостно. Из таких сладостей десять лет назад веселые студенты в Мехико возвели самый большой в истории «цоматль», попавший в Книгу рекордов Гиннесса. Как сказал нобелевский лауреат, поэт Октавио Пас: «В Нью-Йорке, Париже, Лондоне люди избегают слова «смерть» – оно обжигает губы. А мексиканец шутит со смертью, ласкает ее, прославляет, с нею ложится в постель; это одна из любимых его игрушек и самых прочных привязанностей».

От корсаров к трансформаторам 


В Европе «варварский взгляд» восприняли – вполне возможно, и прямо от индейцев – пираты, грабившие торговые суда на трансатлантическом пути. Неизвестно, кто первым придумал «Веселого Роджера», широко распространившегося по морям к началу XVIII века. Черный флаг с ухмыляющимся черепом и композицией из костей или клинков несет четкий месседж: для жертв это парализующая волю опасность; для своих, для «повелителей смерти» – знак победы.

Именно от этой версии усмехающегося мертвеца расплодилось по мере развития науки и техники целое семейство предостерегающих табличек и этикеток типа: «Не влезай, убьет» или «Отсюда не пей, покойником станешь».

Принадлежность веры

И, конечно же, без изображений черепа не обходится современная религиозная символика. Западное христианство пользуется ими весьма широко, восточное в этом отношении более умеренно: у нас череп можно увидеть лишь на некоторых старинных надгробиях да на одеяниях монахов, принявших схиму. Существует также неканоническое предание, по которому кровь Христа омыла череп праотца Адама, чей прах обнаружился как раз на горе Голгофе, и тем самым очистила от греха все поколения потомков. В этой легенде «Адамова голова» – еще и символ спасения.

В древнейшей из мировых религий, индуизме, череп сохраняет свой изначальный смысл атрибута самых грозных божеств; нередко он служит и для тантрических ритуалов. А в буддизме некоторые течения используют декоративные человеческие черепа как амулет, напоминающий о том, что жизнь священна. Только ислам подобные мотивы игнорирует совершенно, но не из-за особого отношения именно к черепам, а поскольку порицает рукотворные подобия всего, что относится к человеческому телу.

Словом, в любой конфессии череп имеет двойное значение: он своим видом призван сообщать нам как о неизбежности физической кончины, так и о том, что ей противостоит нетленная человеческая сущность.

Посему не стоит предавать анафеме, скажем, праздник Хэллоуин с черепами из тыкв: никакой это не «сатанизм» и не язычество, а, наоборот, типично христианский карнавал. Такие гуляния, как объяснил выдающийся историк культуры Михаил Бахтин, только помогают поддерживать стабильность в обществе, давая участникам действа психологическую разрядку от повседневных обязанностей.

Любимая игрушка

Настоящий «бум черепов» начался с возникновением армий современного образца, одетых в стандартизованные мундиры. Все по той же древней идее: мы самые крутые, неприятелю покажем кузькину мать, а сами останемся целы. С первых десятилетий XVIII и вплоть до середины ХХ века эмблемы с участием «мертвой головы» использовались в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, немецких, австрийских, итальянских и русских войсках. Среди самых известных носителей – гусары Фридриха Великого (Totenkopfhusaren), Корниловский ударный полк, повстанческие части батьки Махно. В ранние годы советской власти иные представители новой элиты не чурались эзотерических практик, и у высокопоставленных чекистов было принято носить на отвороте тужурки позолоченную миниатюру черепа.

После двух мировых войн началась своего рода «конверсия». Она приобрела особый размах в эпоху тату и пирсинга; сегодня черепами во всех видах охотно украшают себя представители разнообразных городских субкультур, прежде всего, байкеры и панки, готы и эмо. Но далеко не одни они.

Смертельный символ утратил значительную долю своей сакральности и, так сказать, серьезности; теперь это просто стилистический изыск, привлекательный элемент модного декора.

Голова haute couture

С начала нынешнего десятилетия все ведущие дома моды, словно сговорившись, принялись использовать мотив черепа в отделке своих творений. Потрепанные футболки в стиле «Встретились Герман Мелвилл с Эдгаром По» производства Rogues Gallery, дорогие кашемировые свитера Люсьена Пелла-Фина, узор на ботинках с перфорированным верхом, изготовленных мужской линией Barker Black; запонки с маленькими черепами и костями от Ральфа Лорена, шарф от Маккуина с огромным вышитым черепом (прошлогодний лидер продаж мужских аксессуаров в Нью-Йорке), олимпийка с пиратским символом во всю грудь, сумка Louis Vuitton с малюсенькими «Веселыми Роджерами» по внешней стороне карманов – лишь малая часть каталога «украшений смерти» для настоящих ценителей моды.

За ремнями, футболками, галстуками последовали зонтики, кроссовки, купальники, упаковочная лента, декоративные фонарики и даже фирменные рабочие инструменты с тем же украшением. Одна компания выпустила туалетный ершик с пластиковой ручкой в форме берцовой кости и чайницу в виде черепа.

Много шума несколько лет назад наделал арт-проект культового художника и шоумена из Великобритании Дэмьена Херста. Название скульптуры – платиновой копии человеческого черепа в натуральную величину – пожалуй, точнее всего можно перевести на русский, как «Смилуйся, Боже». Ее идеей Херст загорелся, увидев в Британском музее ацтекскую реликвию – подлинный человеческий череп, украшенный бирюзой. Его собственное творение, согласно каталожному описанию, «скопировано с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего между 1720 и 1910 годами»; однако зубы принадлежат «подлиннику». Творение инкрустировано 8601 промышленным алмазом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как черепица. В центре лба располагается бледно-розовый бриллиант каплевидной формы в 52 карата. Произведение признано самой дорогой скульптурой ныне живущего автора: первоначально оно оценивалось в 80 миллионов долларов и было продано за 100 миллионов.

«Черепные» мотивы активно проникают и в оформление интерьеров. Яркий образчик этого стиля – проекты канадской студии модных обоев ROLLOUT. Один из них, в «рентгеновском» исполнении, украшает стены бутиков Worth; второй, в Marc Ecko Cut & Sew представляет собой рисованные черепа в коронах. Кстати, черепа у ROLLOUT – фирменный знак: они присутствуют и на визитках, и на главной странице сайта компании.

Согласитесь, есть в таком подходе нечто «скифское», «галльское» или даже «ацтекское»; только, к счастью, реальные знаки насилия и смерти подменены безобидными, порой весьма изящными, имитациями.

Так человечество словно бы возвращается на начальный, исконный уровень познания, обогатившись на долгом пути прихотями эстетического вкуса. Ведь в животном мире столь «нефункциональный» предмет все же имеет одно очень важное применение: им охотно забавляется молодняк, обучаясь общению друг с другом и с окружающим миром.

Что бы вы ни испытывали, увидав стилизованный череп, – отвращение или страх, торжество или смех, – бесспорным остается лишь одно: эта игрушка означает ровно то, что вам угодно думать о ней. Если она кажется пугающей – тогда для вас это знамение гибели и разрушения. Если же череп вызывает симпатию, значит, он и есть ваш личный знак удачи.

Черепной подлог

С середины XIX века на рынке антиквариата стали появляться хрустальные модели черепов, якобы изготовленные майя либо еще более древними народами доколумбовой Америки. Сейчас в музеях и частных коллекциях хранятся 13 моделей, три из которых копируют человеческий череп в натуральную величину, остальные имеют меньший размер. В XX веке эти артефакты вызывали кипучий интерес мистиков и уфологов, написавших кучу книг и статей по мотивам их предполагаемых свойств и обстоятельств изготовления. Однако научная экспертиза части «черепов» во второй половине столетия обнаружила, что они изготовлены с применением шлифовального диска, который был неизвестен древним индейцам, и с использованием абразивных материалов, которыми они не располагали. Даже сам хрусталь оказался не мексиканским по происхождению. Тем не менее, наукообразные опусы, красочно расписывающие легковерным читателям «тайны древних цивилизаций», продолжают кочевать по желтоватым страницам.

Самый древний сервиз

Использовать череп в качестве сосуда для питья люди стали в глубочайшей древности. Черепные коробки, обработанные соответствующим образом, обнаружены археологами более чем на десятке неолитических стоянок, разбросанных по всей Европе. Самыми древними из них принято считать находки, относящиеся к Мадленской культуре, возраст которых составляет примерно 15-17 тысяч лет. Абсолютный рекорд принадлежит трем чашам из пещеры Гоф (графство Сомерсет, Англия). По данным радиоуглеродного анализа, им 14700 лет. К сожалению, мы практически ничего не можем сказать о том, как эти чаши применялись – от тех времен не осталось и преданий.

Дата публикации: 2014-04-30 11:34:00 #863
 Теги
Истормя календарей народов мира
Сверимся с календарем?
Лоции времени Культуры разных народов мира порой совершенно не похожи друг на друга, однако практически у всех есть одно общее достижение. Все люди ведут счет дням и годам, а значит, имеют в своем ра
История русской бани
Баня парит, баня правит
«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню…» Так незадачливый герой культового фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» пытался объяснить свое появление в Лени
Какая бывает икра
Вечный деликатес
С давних пор икру считают изысканным лакомством и украшением любого стола, особенно – праздничного. Пару веков назад ценные сорта белужьей и севрюжьей икры везли к царскому столу почтовыми тройк
 Калейдоскоп

Все материалы на сайте защищены законом об авторских и смежных правах. При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на www.mediamagazine.ru обязательна!
По всем вопросам обращайтесь info@ mediamagazine.ru